1941-1945

Великая Отечественная война началась для Канского библиотечного техникума буквально с первых её дней.

Вспоминает выпускник техникума Маринкевич Г.Ф.: «Помнится выпускной вечер 1941 года. В это время я был курсом ниже, но были приглашены и мы. Собрались мы в нашей студенческой столовой, и в самый разгар вечера вышел офицер военкомата, скомандовал: «Все ребята независимо от возраста, выходи строиться!». Подруги наши расплакались – вечер был испорчен. Нас отвели в военкомат, продержали до утра, а утром вручили каждому по пачке повесток разносить по городу. Не довелось нам праздновать и на собственном выпускном вечере. 10 января 1942 года и мы получили такие же повестки и после небольшой подготовки были отправлены на фронт.

Год 1941. Выпускной вечер в библиотечном техникуме. Летний день. Волнение, щемящая грусть, радость и слёзы одновременно и желание порадовать своих педагогов, поблагодарить их. Приказом № 49 по библиотечному техникуму от 22 июня 1941 года об окончании обучения оглашается список выпускников в количестве 42 квалифицированных библиотечных работника.

Выпускники благодарят коллектив преподавателей, который проводит большую учебно-воспитательную работу под руководством директора Власовой Анны Андреевны.

Приказом отмечены лучшие студенты:

– девятерым из них выносится благодарность за окончание техникума с хорошими показателями. Например, «лучшему физкультурнику», или окончившему параллельно с техникумом автошколу при аэроклубе города Канска;

– пятерым вручены премии в размере 30-50 рублей за отличные показатели в учёбе.

Какова судьба этих ребят? Можно только догадываться. Информация об этом очень скудная. 10 из них вместе с дипломами получили повестки в райвоенкомат:

Беркутов Заболоцкий Шилов

Бутурлакин Кашицкий Якшин

Денчишин Ладиков

Долин Маринкевич

С первого дня войны техникум жил по законам военного времени. Знакомясь с документами тех лет, постоянно встречаем приказы, в которых говорится о призыве в действующую армию учащихся и преподавателей. Однако военное время не снимало ответственности за подготовку кадров. Учащиеся продолжали настойчиво овладевать знаниями, занимались  военно-оборонный и общественной работой. Сочетая педагогическую работу с общественной, заканчивают курсы медсестёр преподаватели О.Ф. Лихович и Л.П. Макарычева. Показывают образцы в учёбе и общественной работе учащиеся Коровякина, Старовойтова, Ширякова, Исаченко, Кумряк.

«В классах было холодно, занимались в пальто, – вспоминала о тех далёких годах одна из старейших библиотекарей Канской центральной городской библиотеки З.З. Нагаева. – Тетрадей и бумаги не было. Писалит на старых книгах между строк. По ночам дежурили, топили печи».

Библиотечный техникум продолжает работу по подготовке кадров. Жизнь его не только не заглохла, а, наоборот, забурлила. Из приказов директора тех лет мы узнаём об усилении мер по борьбе за качество образования, когда принимаются на работу новые педагоги, а не справившимся со своими обязанностями выносятся выговоры. Преподаватели и сотрудники техникума ездят в командировки по служебным делам в Красноярск и Москву: в краевой отдел народного образования или народный комиссариат просвещения, оказывают помощь соседним колхозам в уборке урожая. При этом устраивают свою личную жизнь, рожают детей. Так, директор Анна Андреевна Власова находится в декретном отпуске с 5 декабря 1941 года. Временно её замещает заведующая учебной частью Ступникова Н.Т. Однако приказы от 3 февраля 1942 года выходят уже за подписью Власовой А.А.

Нашла своё отражение и такая примета военного времени, как продуктовые карточки. Неспроста партийные органы называли вопрос снабжения хлебом “политическим”. Дело в том, что наличие либо отсутствие в магазинах хлебобулочных изделий являлось для граждан своеобразным показателем ситуации в стране. Если, например, не хватало молока, спичек или соли, но ещё имелся в достатке хлеб – значит, положение не было критическим. Такие продукты, как крупы, каши, соль и сахар, обычно население всегда держало про запас. Хлеб же продукт скоропортящийся, его надо покупать каждый день. Поэтому отсутствие его в магазине воспринималось как предвестник голода со всеми вытекающими последствиями. С другой стороны, люди связывали эту ситуацию с тем, что дело в стране и, в частности, на фронте плохо. Перебои с поставками хлеба начались уже в конце июля 1941 г. Это сразу же повлияло на настроение населения, началась паника, некоторые рабочие даже отказывались выходить на работу.

В августе 1941 г. хроническая нехватка хлеба и других продуктов стала ощущаться практически во всех городах Советского Союза. Из продуктов питания карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, масло, мясо, рыбу, кондитерские изделия; а из промтоваров – на мыло, обувь, ткани, швейные, трикотажные и чулочно-носочные товары. Нормы снабжения устанавливались в зависимости от наличия (с учетом производства) тех или иных товаров и были дифференцированы по группам населения в зависимости от характера и важности выполняемой работы. Но были и исключения. Попав в категорию “ударников” и “стахановцев”, можно было получить дополнительные талоны. Их также получали рабочие горячих цехов, доноры, больные и беременные женщины.

Приказом № 63 по Канскому библиотечному техникуму от 30 августа 1941 г. ответственность за получение и выдачу продуктовых карточек возлагается на заведующего хозяйственной частью Старцева Михаила Григорьевича.

Характерной особенностью того времени были занятия по военному делу. Поэтому в приказе директора можно было прочитать такое распоряжение: «Лицам, не прошедшим подготовку по ПВО в порядке постановления правительства от 03 июля 1941 года об обязательном обучении населения, приказываю пройти подготовку по 28-часовой программе. Военруку обеспечить подготовку». Более того, в техникуме создавались взводы, отделения, у которых были свои командиры, они должны были обеспечить обучению явку всех на занятия по военному делу. А далее, через несколько месяцев читаем о распоряжении освободить от занимаемой должности военрука Тумурова Бориса Ивановича как не справившегося с работой.

Если проследить учебную и творческую жизнь студентов в годы войны, то можно увидеть её насыщенность. Это и организация дежурства по аудитории, когда дежурный должен был отвечать не только за чистоту в студенческой аудитории, но и отслеживать посещаемость занятий студентами своей группы.

Учебная успеваемость и участие студентов в общественной жизни техникума организовывалось как соревнование, когда каждый брал на себя социалистические обязательства. Высокие показатели в учении отмечались вручением группе красного знамени: она носила звание краснознамённой группы. Престижна была именная победа, когда студент занимал призовое место в военной подготовке, в спортивных состязаниях: кроссе, лыжных соревнованиях и др. Обязательно этим завоеваниям придавалось особое значение, так как считалось, что своими успехами мы так приближаем Победу. За отличную и хорошую подготовку и проведение кросса объявлялись благодарности, студенты награждались премиями в размере 50 рублей.

Особое значение придавалось работе с нарушителями дисциплины и отстающими. Борьба с нерадивыми студентами имела самые разные формы:

  • пересдача несданных экзаменов и зачётов;
  • оставление на осень с испытанием;
  • перевод на курс ниже (повторный курс);
  • отчисление за неуспеваемость и пропуски занятий, за нарушение трудовой дисциплины.

Мы привыкли к тому, что образование в советское время было всегда бесплатным. На самом деле это было не совсем так. В 1940 году вышло постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий». Согласно этому постановлению, с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8-10 классах средних школ, в техникумах, педагогических училищах, сельскохозяйственных и других специальных средних заведениях, а также в высших учебных заведениях.

Для учащихся 8-10 классов средних школ, техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений плата составляла от 150 до 200 рублей в год. Обучение в высших учебных заведениях стоило от 300 до 500 рублей в год. Плата за обучение составляла в 1940 году в среднем примерно 10 % от семейного бюджета (при одном работающем), в 1950 году и далее вплоть до отмены оплаты в 1956 — около 5 %.

В книге приказов 1941-1945 годов Канского библиотечного колледжа очень часто звучит формулировка: «освободить от платы за обучение согласно предоставленным справкам о нахождении отцов и братьев в рядах РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии): Найденову Надежду, Коровкину Марию, Ткачеву Валентину, Бурехину Татьяну…

Однако самой щемящей душу информацией являются скупые строчки приказов об увольнении сотрудников Канского библиотечного техникума в связи с уходом в ряды РККА:

«Уволить с работы сторожа Винничук с 16 февраля 1942 года в связи с уходом в ряды Красной Армии».

«Уволить преподавателя военного дела товарища Максимова на основании директивы Райвоенкомата».

«Уволить с работы преподавателя русского языка и литературы товарища Ляхович с 10 августа 1942 года. Основание: повестка райвоенкомата».

Или вот ещё: «В связи с уходом в ряды Красной Армии заместителя директора по хозяйственной части Михаила Григорьевича Старцева назначить комиссию передачи имущества по хозчасти».

Однако творческая деятельность не прекращалась ни на один день. Были в книге приказов, например, такие записи: «Отмечая международный день работницы и крестьянки, который проходит в условиях Великой Отечественной войны, коллектив проводит большую учебно-военную работу. Сочетая педагогическую работу в техникуме, окончили курсы медсестер на «отлично» и «хорошо» товарищ Ляхович и товарищ Макарычева».

И при этом при всём отмечали праздники, тепло поздравляли коллектив, готовили подарки. Так, читаем в приказе директора: «Поздравляю студентов и сотрудников с годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции. Коллектив техникума проявил активное участие в помощи нашей доблестной Красной Армии: сдано для подарков 1200 рублей, провели подписку на денежно-вещевую лотерею на 6000 рублей. Исходя из этого, приказываю: второму классу, классным руководителем которого является Клавдия Федоровна Ахмадеева, объявить благодарность. Премировать книгами лучших студентов: Асташкевич, Ковалевскую, Коршунову. Да здравствует героическая Красная Армия! Да здравствует союз трех держав! Да здравствует великий рулевой товарищ Сталин!»

Из документов тех лет мы узнаём и о потерях.

Никита Бутурлакин погиб, сражаясь за Родину.

Феофан Заболоцкий погиб под Севастополем.

Есть в рядах воевавших и Герой Советского Союза Сергей Андреевич Шилов. Родился он в 1922 году в Красноярском крае. В 1940 году поступил в Канский библиотечный техникум, откуда был призван на фронт. Окончил Киевское артиллерийское училище им. С.М. Кирова.

В Великой Отечественной войне с 26 июня 1942 года. Командир батареи танкового корпуса на первом и втором Украинских фронтах. С 9 августа 1943 года – заместитель командира дивизиона по строевой части на первом Белорусском фронте.

Гвардии капитан Шилов отличился 20 января 1945 года в бою за город Радзеюв (Польша). Он совершил маневр в обход узла сопротивления врага и нанёс ему внезапный огневой удар с тыла. Гитлеровцы стали отходить, неся значительные потери в живой силе и технике. Город был освобождён советскими войсками. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 февраля 1945 года. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Так сам Шилов вспоминал свои годы учёбы в техникуме: «Хорошо помню, как защищали спортивную честь техникума в ходьбе на лыжах, проводили литературные вечера, работали в фотокружке».

Из сохранившихся ранних сведений о деятельности Канского библиотечного техникума известно, что в конце 1941/42 учебного года числилось 54 учащихся. Из них дипломные проекты защитило 30 человек. Обучение было платным, в тот год от платы было освобождено 29 человек. А в ноябре 1942 г. в техникуме обучалось 80 учащихся. В 1942/43 учебном году было выпущено 19 учащихся, в 1943/44 г.-  20 библиотекарей, в 1944/45 г. – 21.

Учебный процесс постоянно совмещался с большой общественной работой учащихся и преподавателей техникума.

Это дежурство в госпиталях города, организация в них праздничных вечеров, выступления художественной самодеятельности  перед ранеными бойцами, прибывшими с фронта.

Это ежедневные читки газет, оповещение воинов Красной Армии и жителей города, работников промышленных предприятий о военных действиях на фронтах Великой Отечественной войны.

Преподаватели и учащиеся каждый год помогали колхозам в уборке урожая хлеба, картофеля, других овощей, принимали участие в субботниках. Вместе с библиотекарями города учащиеся техникума занимались книгоношеством в городе. Эти профессиональные навыки пригодились им впоследствии в трудовой деятельности в сельских библиотеках.

В период с 1941 по 1945 гг., когда на качестве подготовки специалистов по всей стране негативно сказалась многосменная работа училищ и техникумов в малоприспособленных помещениях, Библиотечному техникуму было выделено здание для общежития. Там на первом этаже располагались комнаты для проживания студентов, а на втором – учебные классы.